rubeenltpl
ГУ «Гродненская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений»

Практически на каждом садовом участке, в огородах и цветниках встречаются моллюски, не имеющие раковины, тело которых покрыто слизью. Эти моллюски так и называются - слизни, они являются вредителями овощей, ягод и многих культурных растений. Повреждают слизни, огурцы, помидоры, кабачки, картофель, морковь, клубнику, а также цветочные растения. Весной слизни нападают на молодую рассаду. Слизни могут поглощать пищи больше, чем весят сами. Кроме причинения вреда культурным растениям слизни являются ещё и переносчиками инфекций, спор серой гнили, многих грибных заболеваний. Особенно большой вред причиняют слизни на садовых участках и огородах повышенной влажности.

Существуют известные приёмы борьбы со слизнями: профилактические  (агротехнические), химические.

Выбирая способ защиты от слизней, следует учесть тот факт, что наземные моллюски являются пищей для различных млекопитающих, птиц, рептилий и насекомых. Брюхоногих можно не только истребить при помощи химических препаратов, но и прогнать или отпугнуть народными способами, подручными и механическими средствами. Целесообразно начать с профилактических мероприятий.

Чтобы предотвратить появление вредителя на участке проводят следующие профилактические работы:

убирают прошлогоднюю ботву и компостные кучи, не размещают их вблизи грядок;

освобождают почву от досок, камней и строительного мусора;

перекапывают землю с целью уничтожения яйцекладок вредителя;

удаляют нижние листья растений;

посыпают междурядья сосновыми опилками;

используют хвою в качестве мульчирующего слоя;

соблюдают при посадке рекомендованные расстояния (30-50 см) между растениями;

устанавливают кормушки для привлечения птиц.

Народные способы, механические и подручные средства

Навсегда избавиться от слизней в огороде народными средствами за короткий срок проблематично, а существенно сократить и контролировать их численность под силу каждому дачнику. Эти способы борьбы с вредителями зарекомендовали себя как экологически безопасные и достаточно эффективные, поэтому повсеместно применяются огородниками:

создание вокруг растения искусственных преград на поверхности почвы из крупного песка, измельченных ракушек, яичной и ореховой скорлупы, сосновых иголок;

полив капусты сверху на кочан горячей водой (+40 ℃) – проводят поздно вечером;

установка на ночь ловушек в виде арбузных корок, капустных листьев, кусков шифера и обрезанных досок, а утром – проверка, сбор и уничтожение попавшихся вредителей;

опрыскивание растений на ночь настоем из горчицы или красного перца (1 столовая ложка на 200 мл воды);

раскладывание между грядками срезанной молодой крапивы (без семян);

мульчирование полиэтиленовой пленкой – ночью под нее заползают моллюски, а днем при нагревании солнечным светом они гибнут;

раскладывание в канавках, вырытых перед грядками, сыпучих продуктов, вызывающих ожог брюхоногих, – табачного или горчичного порошка, молотого острого перца;

использование кофейной гущи или растворимого кофе (растворить в 200 мл воды 2 чайные ложки) для отпугивания вредителя.


Источник: https://ogorodum.ru/kak-izbavitsja-ot-sliznej-v-ogorode-navsegda-narodnymi-sredstvami.html

Правильные приёмы агротехники приводят к лишению слизней мест для укрытия, пищи и ухудшают условия их существования.

Химические мероприятия:

Основным действующим веществом Слизнееда является метальдегид (тетрамер уксусного альдегида). Концентрация действующего вещества — 60 г/кг препарата. Вспомогательные вещества химически инертны, они содержат соединения, привлекающие вредителей своим запахом и вкусом.

Назначение препарата — уничтожение улиток, слизней и мокриц на листьях и ботве овощей, на салате, ягодных кустиках (землянике, клубнике).

Этот препарат:

  • позволяет очистить растения от вредителей за одно применение;
  • имеет длительный срок действия — 14 дней;
  • не загрязняет почву, так как разлагается на безвредные соединения;
  • не влияет на количество и качество урожая;
  • не фитотоксичен, безопасен для растений и не усваивается ими.

Пакет с химикатом вскрывают непосредственно перед использованием. Гранулы рассыпают по поверхности грунта. Это делают в междурядьях, бороздах, вдоль дорожек, между растениями. Рассыпать гранулы следует равномерно.

Источник: https://cveti-rasteniya.ru/slizneed-instrukciya-po-primeneniyu.html

2020 год – Международный год охраны здоровья растений!

Организация Объединенных Наций провозгласила 2020 год Международным годом охраны здоровья растений.

Получение высокого и вместе с тем качественного урожая – результат успешного возделывания с/х культур. И одним из важнейших элементов современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур является защита растений от вредных организмов, болезней и сорняков. В природно-климатических условиях нашей республики благоприятны для распространения и развития более 65 опасных видов вредителей, 100 видов болезней и 300 видов сорных растений. Потенциальные потери урожая только от 40 наиболее вредоносных из них могут достигать 30%. Высокая засоренность и несоблюдение агротехники способствуют росту распространенности болезней, особенно корневых гнилей, снежной плесени, спорыньи, многих вредителей – проволочников, тлей, листоедов и др., а также способствует появлению новых болезней.

 Увеличение доли зерновых культур в севообороте (свыше 50%), в том числе кукурузы и рапса, способствует формированию повышенного запаса фузариозной инфекции, обуславливая потерю устойчивости и выносливости растений и рост их пораженности. Эти виды грибов заражают зерно во время роста растений и выделяют так называемые «полевые микотоксины», т.е.  токсины, присутствующие на развивающихся растениях. Некоторые виды грибов чаще начинают расти после сбора урожая, поэтому их токсины называют «токсинами зернохранилищ». Оптимальные условия для образования микотоксинов могут возникать при неправильном хранении продукции (например: при самосогревании зерна). Микотоксины чаще обнаруживаются в растительных продуктах. Такие продукты и корма могут стать причиной тяжелых заболеваний людей и животных вследствие накопления в них микотоксинов.

 Из вредителей наибольший вред посевам зерновых, кукурузы, картофелю, сахарной свеклы наносит проволочник, вызывая потери урожая от 15 до 100%.

На посевах рапса степень повреждения основными вредителями (блошки, скрытнохоботники, пилильщики, капустная тля и др.) составляет 11-30% и более. Кроме вредителей посевы озимого рапса поражаются различными болезнями (альтернариозом, склеротиниозом, серой гнилью, фомозом и др.).

В посевах картофеля опасным вредителем является колорадский жук и тля – переносчик вирусных болезней. Вредоносные заболевания - фитофтороз, бактериальные и вирусные болезни.

Для посевов сахарной свеклы основными вредителями являются -минирующая муха, свекловичная тля, свекловичные блошки и др., из болезней – церкоспороз, корнеед, фомоз.

Кукуруза поражается пузырчатой головней, фузариозом початков. Наибольшей вредоносностью на посевах кукурузы отличаются личинки жуков щелкунов, стеблевой кукурузный мотылек и др. Появился опасный карантинный объект – западный кукурузный жук.

На посевах льна-долгунца на прежнем уровне сохранится вредоносность льняной блохи и основного комплекса болезней (фузариоз, антракноз, кальциевый хлороз и др.).

В садах интенсивного типа растет распространение и развитие парши, бактериального и европейского рака плодовых, монилиальной гнили, яблонного цветоеда, пилильщика, комплекса сосущих насекомых и сорных растений.

Поэтому основная задача защиты растений – снизить численность вредных организмов до экономически неощутимого уровня, упреждая наносимый ими вред, обеспечить получение биологически полноценной и экологически безопасной продукции, исключить отрицательное влияние используемых в этих целях средств защиты на человека и природную среду во избежание нарушения экологического равновесия. Недостаточное внимание к защите растений ведет не только к прямым потерям урожая, но и к резкому снижению эффективности всех вложений материальных и трудовых ресурсов, затрачиваемых на выращивание с/х культур.

Государственное учреждение «Гродненская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» напоминает, что согласно статьи 7 Закона от 25 декабря 2005 года №77-3 «О карантине и защите растений, в редакции Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 года №398-3 (далее Закон), юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение со средствами защиты, растений, обязаны:

соблюдать нормативные акты, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, в области защиты растений;

 осуществлять обращение только со средствами защиты растений, прошедшими государственную регистрацию и включенными в Государственный реестр средств защиты растений  и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь; 

прекратить обращение с пришедшими в негодность и (или) запрещёнными к применению средствами защиты растений и обеспечить их обезвреживание.

Согласно ст.21 Закона при реализации средств защиты растений продавец (поставщик) обязан обеспечить на каждой единице емкости со средством защиты растений наличие рекомендаций по его применению, перевозке и хранению (на тарной (упаковочной) этикетке или в специальном приложении) с указанием номера государственной регистрации.

Средство защиты растений при его реализации должно сопровождаться документом, подтверждающим качество средства защиты растений, выданным производителем. В этом документе указываются сведения о:

наименовании средства защиты растений и содержании в нем действующих веществ;

производителе (полное наименование юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя) и товарном знаке средства защиты растений (при его наличии);

дате изготовления средства защиты растений (день, месяц, год) и его сроке годности (месяц, год);

номере партии;

массе нетто или объеме партии;

количестве упаковочных единиц в партии;

результатах проведенных испытаний средства защиты растений и заключении о качестве средства защиты растений.

Согласно ст. 23 Закона обезвреживание пришедших в негодность и (или) запрещённых к применению средств защиты растений и тары (упаковки) из-под них обеспечивается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством об обращении с отходами.

Согласно ст. 25 Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение со средствами защиты растений, ведут учет наличия средств защиты растений и реализации мероприятий по защите растений в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ.

Инструкция о порядке ведения учета наличия средств защиты растений, реализации мероприятий по защите растений, утвержденная  Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ от 10 февраля 2017 года № 13 в редакции от 20.06.2018 года определяет:

П.5: все средства защиты растений, находящиеся на балансе собственника (владельца) средств защиты растений,   подлежат (кроме бухгалтерского учета) учету наличия средств защиты растений.

П.5.1: ведение книги учета прихода-расхода средств защиты растений осуществляется на бумажном носителе или в электронном виде.

П.6: При ведении книги учета прихода-расхода средств защиты растений в электронном виде по окончании отчетного периода (календарного года) она должна быть выведена на бумажный носитель.

Книга учета прихода-расхода средств защиты растений должна быть пронумерована, прошнурована и заверена подписью собственника (владельца) средств защиты растений.

П.10: Книга учёта прихода-расхода средств защиты растений хранится у собственника (владельца) средств защиты растений в течение 5 лет в условиях, гарантирующих её сохранность.

 Согласно п.5 Инструкции о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (далее Инструкция), утвержденной Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ от 27.12.2018 № 92, обследование и оценка качества средств защиты растений осуществляется путем их визуального обследования, изучения документов, регламентирующих обращение со средствами защиты растений, сопоставления информации об упакованном и (или) примененном средстве защиты растений, его изготовителе, рекомендациях по применению, перевозке и требованиям при хранении, номере государственной регистрации, номере партии, дате изготовления, сроках хранения и иных сведениях, размещенных на тарной (упаковочной) этикетке с документарными данными.

Согласно п.9 Инструкции по результатам проведения обследований надзорные органы в пределах своей компетенции в случае выявления на территории и (или) объектах субъекта нарушений выносят требование (предписание) об их устранении в установленный срок.

Согласно п.10 об устранении нарушений, послуживших основанием для вынесения требования (предписания), субъект в пределах срока, установленного в требовании (предписании), письменно сообщает надзорному органу, вынесшему это требование (предписание), с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет этому надзорному органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений.

Согласно п.11 при не устранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе обследований, а также выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.

Нарушение законодательства в области карантина и защиты растений влечет административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами (ст. 30 Закона Республики Беларусь № 39-3 от 18.07.2016г).

           

            Согласно письму Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 10.01.2020г.  № 08-2/163 даны разъяснения  по вопросу определения основных требований к ввозимым из Российской Федерации (далее – РФ) семенам гибридов кукурузы и сообщает.

            В соответствии с международным договором «Соглашение об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза», вступившего в силу 23.03.2019г., государствами – членами ЕЭС предусматривается обеспечение беспрепятственного обращения семян сельскохозяйственных растений (с целью перемещения семян на территории ЕЭС, хранения и реализации семян) и взаимное признание документов, сопровождающих семена сельскохозяйственных растений, содержащих сведения о сортовых и посевных качествах этих семян (согласно Решения Коллегии ЕЭК от 31.01.2018 № 18).

            При этом, предъявляемые требования при использовании ввезенных семян сельскохозяйственных растений, регулируются национальным законодательством. Таким образом, в целях предотвращения ввоза из РФ под яровой сев 2020 года семян гибридов кукурузы низкого качества и соответственно недопущения использования сельскохозяйственными организациями республики таких семян на посев, Министерство сельского хозяйства и продовольствия информирует о перечне основных требований к семенам гибридов кукурузы ввозимых из РФ, при их использовании на посев:

            - сопровождение семян:

            лицензионным договором (в оригинале) на право производства и реализации семян кукурузы, в том числе реализации семян в Республику Беларусь и предоставление его в ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений»;

            сертификатом соответствия качества поставляемых семян, выданным ФГБУ «Россельхозцентр»;

            образцами оригинальных зерен родительских форм гибрида кукурузы или предоставлением электрофореграмм родительских форм и гибрида, а также документами, подтверждающими их оригинальность (акт отбора семян, копия сертификата, акт передачи семян или электрофореграмма);

            - этикетки и (или) упаковка семян, в виде мешков из прочных, непроницаемых для средств защиты растений материалов, должны содержать специальную маркировку производителя семян кукурузы (голограмма, штрих-код, QR-код, читаемый сканером), с указанием размера фракции откалиброванных семян кукурузы.

13.01.2020г.                                                                              инспекция по семеноводству  

Виды административных решений

При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из следующих административных решений:

  • об отказе в принятии заявления заинтересованного лица;
  • об осуществлении административной процедуры;
  • об отказе в осуществлении административной процедуры.

 Отказ в осуществлении административной процедуры

Уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры:

  • если отсутствуют предусмотренные законодательством об административных процедурах основания для ее осуществления;
  • если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Форма и содержание административного решения

  1. Административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в осуществлении административной процедуры принимается в письменной форме, в том числе посредством внесения записей в регистры, реестры, протоколы, банки данных, иные документы или информационные ресурсы.

Административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица принимается в устной форме, за исключением случаев подачи заинтересованным лицом заявления по почте либо в виде электронного документа или если заинтересованное лицо требует оформить данное решение в письменной форме, а также иных случаев, предусмотренных законодательными актами.

  1. Если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах, в административном решении, принятом в письменной форме, должны быть указаны:
  • дата и регистрационный номер административного решения;
  • наименование уполномоченного органа, принявшего данное решение;
  • сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество, место жительства (место пребывания) — для граждан; наименование и место нахождения — для юридических лиц);
  • содержание принятого административного решения;
  • правовые основания принятого административного решения, порядок обжалования административного решения — в случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица;
  • правовые основания принятого административного решения, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления заинтересованного лица, порядок обжалования административного решения — в случае отказа в осуществлении административной процедуры;
  • подпись работника уполномоченного органа, к компетенции которого относится подписание такого решения.
  1. К письменной форме административного решения приравниваются справки или другие документы, выдаваемые при осуществлении административных процедур.

 Порядок обжалования административного решения

  1. Заинтересованное лицо обладает правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.
  2. Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящие по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами относится рассмотрение таких жалоб (далее — орган, рассматривающий жалобу).
  3. Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.

Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

  1. Подача жалобы в административном (внесудебном) порядке не лишает заинтересованное лицо права на обращение с жалобой в суд.

 Срок подачи административной жалобы

  1. Административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня принятия обжалуемого административного решения.
  2. Орган, рассматривающий жалобу, вправе восстановить срок подачи административной жалобы в случае пропуска такого срока по уважительной причине (тяжелая болезнь, длительная командировка и др.).

 Срок рассмотрения административной жалобы

Административная жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее подачи. Законодательством об административных процедурах могут быть предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных жалоб.

 

04.01.2020 г.                                                                                                                                                       Облгосинспекция по семеноводству

В соответствии с Законом Республики Беларусь 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»  административная процедура —действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

  Права заинтересованных лиц

Заинтересованные лица имеют право:

  • обращаться с заявлениями в уполномоченные органы;
  • бесплатно получать от уполномоченных органов предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур;
  • получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;
  • принимать участие в административных процедурах лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
  • получать административные решения либо выписки из них;
  • отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры;
  • обжаловать принятые административные решения;
  • осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

 Обязанности заинтересованных лиц

Заинтересованные лица обязаны:

  1. вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;
    2. представлять в уполномоченные органы документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами.

В перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут включаться лишь документы и (или) сведения, которые необходимы для осуществления административной процедуры и могут быть представлены только заинтересованным лицом.

В указанные перечни не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются в уполномоченных органах или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных.

В случае истребования в уполномоченные органа представляются также документы

  • удостоверяющие личность гражданина;
  • подтверждающие служебное положение руководителя юридического лица, а также удостоверяющих его личность;
  • подтверждающие государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • подтверждающие полномочия представителя заинтересованного лица;
  • подтверждающие согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно;
  • подтверждающие внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, если заих выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно.
  1. вносить плату, взимаемую при осуществлении административных процедур;
    4. своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры;
    5. выполнять другие обязанности, предусмотренные актами законодательства об административных процедурах

04.01.2020 г.                                                                                                                                                       Облгосинспекция по семеноводству

        23 августа 2019года при проведении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) государственным инспектором отдела внешнего карантина ППКР «Бенякони-1» Гродненского области Вороновского района был запрещен ввоз на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза одной партии цветов срезанных в количестве 193224 штук следовавшей из Литвы происхождением Израиль (фитосанитарный сертификат от 21.08.2019 года № EB/LT/236288 выданный НОКЗР Литвы) в адрес ООО «Логекс», Республика Беларусь, г. Минск, ул. Коммунистическая, 24, 1 этаж , офис 2.

Вверх